«Ашан» откроет собственный банк в России

Французская компания, которой удалось прочно закрепиться на российском рынке благодаря росту уровня потребления, намеревается централизовать свои финансовые потоки и сэкономить тем самым немалые средства.

«Ашан» ведет переговоры с Центральным банком России о выдаче лицензии уже к лету этого года и намеревается начать работу в банковской сфере в 2013 году. Такая информация появилась сегодня утром в газете «Коммерсант». В пресс-службе «Ашан» сообщают, что компания рассматривает подобный вариант на протяжение нескольких лет, однако в настоящий момент не приняла официального решения и не ведет переговоров с российской стороной. Получение подобной лицензии позволило бы банку Accord (на 100% принадлежит Ашан) без посредников предоставлять кредиты клиентам компании и контролировать все финансовые потоки в ее магазинах.

Банк Accord работает в России с 2005 года через представительство «БА Финанс», которое представляет собой совместное предприятие с российским Кредит Европа Банком. В настоящий момент «Ашан», как и многие банки москвы, предлагает своим клиентам карты Visa и MasterCard с 50-дневным беспроцентным кредитом. Карты выдаются напрямую в некоторых московских гипермаркетах, тогда как размер кредита варьируется от 80 до 4000 евро. На долю покупок с использованием кредита приходится в среднем около 5% оборота «Ашан».

Ни у одной продуктовой сети в России нет своего банка

В настоящий момент ни у одной из крупных сетей супермаркетов в России нет собственного банка. Такую схему в стране используют исключительно автопроизводители. Лидер российского продуктового рынка X5 Retail Group использует базовые финансовые услуги Альфа-Банка, с которым у них есть общие акционеры. Второй по величине дистрибьютор «Магнит» вообще не предоставляет клиентам финансовых услуг.

13,8% оборота «Ашан» приходится на Россию.

Наблюдатели полагают, что рост компании «Ашан» достиг критической отметки, которая позволяет ему сэкономить серьезные средства с помощью финансовой деятельности. В настоящий момент французская компания, которая в этом году отмечает 10-летие со дня открытия ее первого гипермаркета в России, занимает третье место по обороту среди крупных продуктовых сетей. Сегодня в нее входят 30 гипермаркетов и 14 торговых центров «Ашан-Сити». Кроме того, ей принадлежат супермаркеты «Атак», дискаунтер «Радуга» (без кассиров) и «Ашан драйв» для спешащих водителей. Марки Mulliez, Decathlon и Leroy Merlin также удалось занять видное место, как в Москве, так и в провинции. В 2010 году на российский рынок пришлось 13,8% от общемировых продаж «Ашан» (оборот в 5,87 миллиарда евро), в связи с чем в ближайшие пять лет компания намеревается увеличить число своих магазинов до 150. Что в три раза больше, чем сейчас. Российский рынок является для нее «приоритетным» направлением.

Средние доходы в России постоянно растут

Дистрибьюторы верят в российский рынок, который демонстрирует стабильный рост на фоне застоя в остальных европейских странах. За последние 12 лет средний уровень доходов по России увеличился в 16 раз, что вызвало бурное развитие крупных розничных сетей. Компании «Ашан» удалось приспособиться к российским условиям гораздо лучше других иностранных компаний. Carrefour дважды пытался выйти на этот рынок (в 1998 и 2008 году), но каждый раз был вынужден отступить. Wal-Mart и Tesco так и не решились на подобный шаг. Немецкой группе Metro удалось добиться определенных успехов: число ее магазинов достигло 63, а оборот за 2011 год вышел на отметку в 3,4 миллиарда евро. Еще одним положительным фактором для страны стало окончательно принятое в декабре прошлого года решение о вхождении в ВТО: уже этим летом таможенные пошлины на импорт продовольственных товаров будут снижены с 10% до 7,8%.