Бензин для населения в России стоит слишком дешево?

Экономически оправданная цена за литр бензина в розницу в нашей стране должна составлять 65-70 рублей, считают эксперты.

Нынешняя цена на бензин в России не отвечает экономическим реалиям — принцип ее образования уходит корнями еще в советские времена, когда, чтобы сделать товары доступными для населения, власти субсидировали практически все — от хлеба до квартплаты.

«Энергоемкость ВВП России вдвое выше энергоемкости Китая и в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы. Зато субсидирование помогает выживать неэффективным компаниям, не желающим вкладываться в энергосберегающие технологии, что, безусловно, не способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе. И имеет отрицательные последствия для окружающей среды» — цитата из статьи.

В наши дни советская традиция дотаций продолжается — это, например, восполнение разницы между себестоимостью киловатт-часа электроэнергии и той ценой, которую за него платят жители нашей страны. Что же до бензина, то субсидирование получают нефтепромышленники, и выражается оно в манипулировании экспортными пошлинами и ставкой налога на добычу полезных ископаемых. Ежегодное энергетическое субсидирование в России составляет $116 млрд, причем деньги на это выделяются из госбюджета! Впрочем подобные дотации — обычное дело и в других странах — так правительство США выделяет на эти цели$502 млрд, Китай — $279 млрд.

Реальная стоимость литра бензина в России — 40-45 рублей плюс акциз (сегодня он составляет 22 рубля). Разницу между этой ценой и той, что все автолюбители платят на АЗС, и компенсирует государство. Делает оно это, например, снижая экспортную пошлину на мазут. Она составляет 66% от экспортной пошлины на сырую нефть. В итоге отечественные нефтепереработчики не сильно утруждаются углублением переработки — зачем? Проще продать мазут заграницу, где из него же, обладающие необходимыми технологиями иностранные коллеги смогут выжать оставшиеся в нем светлые фракции. Для справки — в России глубина переработки нефти в лучшем случае 72%, в США — 95%.

Чем чревата отмена субсидий, объяснять, думается, никому не надо. Что случится, если завтра на всех АЗС цена удвоится, даже сложно себе представить — но однозначно ничего хорошего. Так зачем же кто-то ратует за их то, чтобы их не стало? Причин несколько.

Во-первых, субсидирование создает порочный замкнутый круг и усугубляет ломку, которая создается при слезании с «нефтяной иглы». При этом энергетические субсидии вытесняют социальные затраты. Деньги оседают у нефтяников, вместо того, чтобы быть потраченными на медицину, образование итп.

Во-вторых, выгоду от подобного субсидирования получают люди обеспеченные. Они заливают в баки своих автомобилей премьер-класса десятки литров ежедневно, в то время как сельский пенсионер, не имеющий моторизованного средства передвижения ничего с таких дотаций не получает. А ведь нефть, как любят подчеркивать активисты за снижение цены на бензин, это общенациональное достояние.

В-третьих, дешевый энергоноситель тратится менее экономно, чем дорогой.

Эксперты убеждены — рано или поздно россияне начнут оплачивать экономически обоснованную стоимость литра бензина. Первые шаги к этому будут сделаны в ближайшее время и не стоит убеждать себя в обратном, указывая на недавнее изменение ценника в сторону понижения на дальневосточных АЗС. Как следует из опубликованного на прошлой неделе проекта «Основных направлений налоговой политики РФ», Минфин собирается в 2016 году поднять ставки акцизов на «Евро-5» до уровня ставок на «Евро-4» на 2015 год, как уже сообщало «Восток-Медиа». Поэтому цена в 40 рублей за литр бензина станет реальностью уже где-то через полгода. Когда наступит день «Д» и россиянам придется отдавать полновесную плату за бензин, пока неизвестно.