Чем похвастался российский автопром в 2008 году

Под конец года принято подводить итоги во всем: от личной жизни до результатов в отраслях промышленности. Чем же стал 2008 год для автопрома России?

Ярких событий, которые в значительной степени повлияли на дальнейшее развитие отрасли, было в текущем году предостаточно. Причем как позитивных, так и негативных. Начало 2008 года для России стало периодом подъема, когда большинство руководителей мировых автокомпаний видели в нашей стране нового лидера европейского авторынка. В этот период в страну пришло сразу несколько автокомпаний с мировым именем. Было открыто два автозавода и начато строительство третьего. Еще пара автокомпаний подтвердили свое намерение создать в России собственное производство. Наиболее долгожданным стало, пожалуй, открытие автозавода Volkswagen, который за довольно короткий промежуток времени сумел поставить на конвейер несколько моделей, снизив тем самым цену на них для российских покупателей.

Завод General Motors, запущенный к концу года, подарил россиянам два внедорожника Chevrolet Captiva и Opel Antara и один бюджетный компакт Chevrolet Lacetti, который в начале года держался на первом месте по «иномарочной» популярности. Следующим должен стать завод французской группы Peugeot-Citroen (в сотрудничестве с Mitsubishi), которая несмотря ни на что, блещет оптимизмом и надеется увеличить продажи своих автомобилей в следующем году. Руководитель группы Стефан Ле Гевель спрогнозировал 60-процентный рост продаж в 2008 году и 20-25-процентный рост в следующем. Кроме того, застолбить место на российской земле успели компании Hyundai, Nissan, Suzuki и Mitsubishi.

Что касается отечественных автокомпаний, то тут лидерство прочно удерживает АвтоВАЗ, причем не только по объемам. В текущем году ему удалось привлечь к себе максимум внимания, подписав соглашение с альянсом Renault-Nissan, которое без преувеличения можно считать историческим. Чего стоит один только список новых моделей, которые партнеры собираются выпустить на российский рынок. 25% акций, купленные французским концерном, должны сделать для российского автопрома невозможное: приравнять качество отечественных автомобилей к европейскому как в технической части, так и в вопросе дизайна. Первое будут обеспечивать узлы и агрегаты Renault и грамотный персонал, а вот второе пообещал сам глава концерна Карлос Гон. Шаг в том же направлении сделала и Группа ГАЗ, поставив на конвейер новинку Volga Siber. Купленные в 2007 году оборудование, платформа Chrysler Sebring и лицензии в середине 2008 года, превратились в новый российский седан, увы, небюджетный. Несмотря на многочисленные шаги по продвижению автомобиля в российские массы, будущее модели все еще вызывает сомнения. Учитывая недавние громкие заявления чиновников по пересаживанию слуг народа на машины отечественного производства, надежды ГАЗа на госзаказ обретают более ощутимые очертания.

Еще одним инвестором в российский автопром стал немецкий концерн Daimler, совсем недавно купивший долю акций отечественного КамАЗа. 10-процентный пакет (вместо изначально запланированных 42%) обеспечивает «Даймлеру» лазейку на российский рынок (широкую сбытовую и сервисную сеть), а КамАЗ, как и любая отечественная компания, подписавшая договор с западной, получает доступ к технологиям своего партнера.

Еще один российский автопроизводитель «Северсталь-Авто» провел ребрендинг. И надо отметить, очень вовремя. С осени 2008 года любые дополнительные телодвижения болезненно отражаются на бюджете компаний. Теперь компания называется иностранным именем Sollers и намеревается опутать Россию собственной сетью представительств, автосалонов и автосервисов. Хочется надеяться, что регионы наконец-то получат качественные услуги по продаже и обслуживанию машин, которые в настоящее время присущи далеко не каждой части страны.

Вторая половина года, увы, заканчивается печально. Спад продаж, удорожание автокредитов, повышение цен на практически все марки, мировой кризис, повлекший за собой подорожание сырья и повышение пошлин на ввозимые автомобили иностранного производства. По поводу последствий повышения пошлин можно спорить до хрипа, но факт остается фактом – подержанные и новые иномарки подорожают. Такое решение вызвало бурное недовольство со стороны жителей Дальнего Востока, большая часть из которых ездит на автомобилях иностранного производства и занимается перегоном машин.

Правительство попыталось нивелировать негатив субсидированием кредитов на покупку авто российской сборки стоимостью до 350 тысяч рублей. Правда, многие скептически воспринимают эту попытку реабилитации. Впрочем, для тех покупателей, кто и раньше собирался приобретать как раз отечественный автомобиль (а таких немало), инициатива властей стала благом.

Отдельно хочется отметить китайских автопроизводителей, которые в начале года оптимистично потирали руки, намереваясь выпустить на российский рынок лавину своих автомобилей – то, что как раз и составляет конкуренцию отечественным маркам. Однако пошлины на автокузовы, введенные в середине года, сделали промсборку на территории РФ нерентабельной. И если западные компании найдут выход из этой ситуации, то китайцам придется выкручиваться, ведь строить собственный завод явно выше их сил и возможностей.

Несмотря на печальное завершение года, омрачившее намерения многих автолюбителей приобрести машину, мы надеемся, что наступающий год будет не менее богатым на премьеры и события, а россияне смогут преодолеть все трудности и осуществить задуманные планы.

Мария Подорова