Чемпионат пустит Россию по миру

В скором времени Россия превратится в огромную строительную площадку к чемпионату мира, который грозит стать одним из самых дорогостоящих проектов в истории страны. Расходы на чемпионат в 5-15 раз превысят оценки Владимира Путина ($10 млрд.), а сэкономить за счёт инвестиций со стороны не удастся, уверены эксперты. Бизнес раскошелится на $10-20 млрд., остальную сумму придется выкраивать из бюджета. Который и без того согнулся под ношей подорожавшей в несколько раз сочинской Олимпиады и других «строек века» — объектов Универсиады в Казани и форума АТЭС во Владивостоке.

Олимпиада в Сочи прославилась как непрерывно дорожающий проект — чемпионат мира к нему непременно присоединится, предсказали «МК» эксперты. Цифры уже разбухают на глазах. В заявке мы указали размер расходов в $640 млн., потом Владимир Путин озвучил сумму в $10 млрд. Сумма, сравнимая со всем бюджетом страны на здравоохранение в следующем году: $12,5 млрд. А уж траты на науку на этом фоне и вовсе кажутся ничтожными — $2,4 млрд. Однако эта сумма выглядит не последней, которая будет озвучиваться. В нее, по всей видимости, не входят дороги. Россия взяла обязательство к 2018 г. построить 7711 км автомобильных и 2024 км железных дорог, следует из отчета ФИФА. Вместо с реконструкцией это обойдется примерно в $35 млрд., привела «МК» расчеты директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина. Причем, по мнению эксперта, это минимум, ведь в стране полно факторов, которые увеличивают стоимость трасс. В приведенные расчеты была заложена цена строительства одного км дорожного полотна в $4 млн. Однако реально в среднем по стране оно тянет на $6 млн., а в Москве доходит и до 17.

Еще, видимо, не учтены гостиницы. В России ожидается примерно 3,5 млн. болельщиков, так что каждому городу, задействованному в чемпионате, придется принять минимум 80 тысяч спортивных туристов. Однако большая часть номерного фонда просто не соответствует международным стандартам, так что на реконструкцию и строительство придется угрохать больше, чем $11 млрд., которые обещали привлечь наши власти. Так, как сказал «МК» представитель крупной сети отелей, стоимость строительства одного номера в среднем составляет $100 тыс. Соответственно, на деньги, заложенные в заявке, можно построить 110 тыс. «средних» номеров. Мало, с учетом того, что большая часть существующих номеров никуда не годится.

А еще болельщиков должны принимать достойные аэропорты. Реконструкция взлетно-посадочных полос и строительство новых терминалов во всех городах, кроме Москвы и Сочи, будет стоить около $1,4 млрд., добавляет Удачина.

Зато на стадионы авторы нашей заявки на чемпионат заложили даже больше, чем стоило. Так, строительство олимпийских объектов показало, что максимальная сумма, которая может пойти на такой объект, — около 5,6 млрд. рублей. Реальные же цифры — от 4 до 5 млрд. В пересчете на доллары получается, что на все стадионы к чемпионату мира, по идее, предстоит потратить $2,4 млрд. Однако смета строительства, указанная в российской заявке, посолиднее — $3,8 млрд. При этом на частные деньги будет построен стадион московского «Спартака» ($290 млн.), а ВТБ профинансирует арену для столичного «Динамо» ($260 млн.). Кроме того, стало известно, что Роман Абрамович, возможно, выделит на строительство стадиона в Подмосковье $1 млрд (шикарный мог бы получиться стадион!). Впрочем, чиновники, ответственные за эти объекты, найдут, каким образом пристроить «лишние» деньги.

Проведение Олимпиады-80 подорвало советскую экономику, но наверху уверены, что этого не произойдет. В частности, надежды возлагаются на средства от бизнеса. Однако вкладывать в ЧМ бизнесу невыгодно, ответили «МК» в нескольких консалтинговых компаниях. Инвестиции в строительство и транспортную сеть будут возвращаться десятилетиями. «Бизнесу просто сделают предложение, от которого он не сможет отказаться», — считает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. А затем частники вполне могут потом отыграться на налогоплательщиках — взять свое обратно при помощи роста цен на товары.

Произойдет смена приоритетов, предсказывает Дерюгин, — какие-то статьи расходов придется подвинуть ради имиджевого мероприятия. Придется перекраивать бюджет, подтвердил «МК» руководитель Экономической экспертной группы при правительстве Евсей Гурвич. Какими расходами придется пожертвовать, он комментировать отказался. Однако если конъюнктура на рынке энергоносителей после 2014 года, когда начнутся основные подготовительные работы к чемпионату, ухудшится, вероятно, придется урезать социальные расходы. Может не хватить инвестиций и на крупные инфраструктурные проекты, которые хотели реализовать к 18-му году. Так, высокоскоростная магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга, которая тянет на $30 млрд., должна появиться в 2017 году, как раз перед ЧМ. А ведь в планах еще и скоростные дороги до Казани и Екатеринбурга… Дорожные инвестиции «на все про все» привлечь вряд ли реально. Крупные инфраструктурные проекты после завершения ЧМ окажутся невостребованными, опасается директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Однако какой бы ценой ни дались России все запланированные объекты, в ней же они и останутся. По этому поводу уже успел порадоваться помощник президента Аркадий Дворкович, который оставил запись в Twitter: «Победаааааа!!!! Столько всего полезного сможем сделать для наших детей! И медицина, и дороги… И давайте без откатов!» Остается надеяться, что подрядчики тоже пользуются Twitter…