Европейские экономики под угрозой

Уже почти четыре года Европой владеет финансовый кризис. Хотя Греция явила собой типичный пример неумелого финансового управления, правительство Афин — не единственная сторона, подвергающаяся критике общественности и СМИ, а также не единственное правительство, за которым внимательно следит Еврокомиссия, МВФ и Европейский Центробанк, вместе составляющие так называемую «тройку», которая должна стабилизировать европейскую экономику. Португалия, Италия, Ирландия и Испания — другие члены группы PIIGS, также испытывают экономические трудности, причем растут опасения о том, что эти уязвимые экономики повторят возможную судьбу Греции — полный дефолт.

Пока пакеты помощи получили лишь Ирландия, Португалия и Греция, но угроза так называемого греческого «заражения» продолжает оставаться актуальным вопросом, как для каждой из этих стран, так и для Европы в целом. В этой серии материалов Stratfor оценит текущие социальные, политические и экономические условия в каждой из этих стран с целью разобрать вопрос об их стабильности в этом году. Начнем с Греции.

Греция располагается на периферии Европы. У нее нет тесных торговых связей с остальным Евросоюзом, и ее география затрудняет развитие в стране собственной промышленной базы, которая могла бы соперничать с североевропейскими странами, не говоря уж об остальном мире. Эти недостатки означают, что Греция должна зависеть от внешней поддержки, и единственный актив, который она может предложить поставщику такой поддержки, это стратегически важное расположение в восточном Средиземноморье.

Европейский Союз посредством общей валюты спонсировал Грецию в течение более десяти лет. Однако с тех пор как у Европы установились относительно хорошие отношения с Россией и Турцией, важность Греции как стратегического форпоста на востоке снижается. Более того, становится все более затратно спонсировать Грецию, потому что центр Европы, который экспортирует капитал в Грецию, сталкивается со своими собственными проблемами. Основная причина сохраняющегося беспокойства ЕС по поводу Греции — сильная зависимость европейского финансового сектора от греческого государственного долга.

Самая большая задача Греции в ближайшем будущем — сохранять достаточно сильные связи с ЕС с целью сохранять убежденность блока в том, что урезание помощи Греции того не стоит. Это означает, что Греция должна сохранять шаткий баланс между угрозой дефолта, который вероятно вызовет финансовую катастрофу в остальной Европе из-за распространения, и подчиняться правилам, установленным Евросоюзом, для обеспечения получения Афинами европейской помощи. Хотя ЕС выступает в роли внешнего спонсора Греции, ее экономика не сможет расти, если будет оставаться в той же валютной зоне, что и северные страны Европы. Следовательно, выход из еврозоны представляется наиболее вероятным исходом в долгосрочной перспективе. Поскольку выход из еврозоны и потенциально из ЕС будет мучительным процессом, за который ни один из политиков не захочет нести ответственность, процесс этот откладывается.

Тем временем кредиторы Греции будут стараться изолировать политический хаос страны в рамках подготовки к выведению Греции из европейской системы. Потому греческие политики будут предпринимать более резкие действия (такие как созыв референдума, как это сделал премьер Папандреу) с целью удостовериться в том, что их слышат в ЕС, и подчеркнуть угрозу, которую Греция по-прежнему представляет для всей еврозоны.

Пока рынки и те, кто принимает решения, занимаются проблемами других европейских стран, кризис в Греции продолжит оставаться важным фактором — появляются все новые цифры и обсуждаются новые программы помощи.

Внутренние условия

Экономика

Греция переживает рецессию с третьего квартала 2008 года. С того момента ее экономика сократилась на 20% (на 7% в одном лишь только 2011 году). Ожидаемое сокращение в 2012 — 3%, но может быть и больше.

Долг греческого правительства вырос примерно на 150% за последние десять лет; на настоящий момент общий долг правительства равняется примерно 350 миллиардам евро, это порядка 160% ее ВВП. После начала кризиса доходность облигаций выросла настолько, что Греция больше не могла получать финансирование через международные рынки. В середине 2010 года так называемая «тройка» — Еврокомиссия, МВФ и Европейский Центробанк — договорились о первом пакете помощи в размере 110 миллиардов евро.

На следующей неделе Греция получит второй пакет помощи в размере 130 миллиардов евро для рекапитализации своих банков и выплаты долга. Еще 107 миллиардов будут получены через добровольные списания инвесторов. Цель помощи — снизить греческий долг до 120,5% ВВП к 2020 году. Однако цели, намеченные вторым траншем помощи, скорее всего не будут достигнуты. Недавно просочившаяся из МВФ информация указывает на то, что уровень долга в 135% более реалистичен, чем намеченные 120,5%.

Тройка надеется, что Греция вырастет из кризиса благодаря повышению внешнего спроса на греческие товары и услуги. Однако положительный торговый баланс в 2014, на который возлагались надежды, вряд ли материализуется. Греция экспортирует только эквивалент 5% от своего ВВП в другие страны ЕС и лишь порядка 10% — в остальной мир. Данные по 2009 демонстрируют, что на эту страну приходится 3,3% мирового импорта капитала.

Экономика Греции, как ожидается, еще сильнее ослабнет, поскольку греческие банки, которые держали примерно 40 миллиардов евро долга до сокращения, продолжают ограничивать займы. Банки сражаются с более низкими депозитами (в 2011 депозиты упали примерно на 11%), большим количеством проблемных кредитов (порядка 14% в 2011) и просят внешнего содействия для рекапитализации — примерно 30 миллиардов из 130 пойдут на рекапитализацию греческих банков.

Усиливает ослабление внутреннего спроса на товары и услуги старение население и отток молодых образованных работников, которые не видят у Греции будущего и перемещаются на североевропейские рынки труда. Тройка по-прежнему видит греческий рост в размере 1,75%, но это при условии, что страна останется в ЕС и еврозоне.

Греция уже применила жесткие меры экономии. Между 2009 и 2010 страна урезала дефицит своего бюджета примерно на 5% от ВВП с 15,4% до 10,5%, это крупнейшая налогово-бюджетная консолидация страны-члены еврозоны или Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Ожидается, что Афины продолжат затягивать пояса. Определенные секторы экономики, например оборонный бюджет, пока не были особенно затронуты, и в одном только 2012 году Греция должна сократить примерно 55 000 рабочих мест (в конечном счете, речь идет о сокращении государственных работников до 600 000, это около 12% всей рабочей силы) к 2015 году.

Однако, маловероятно, что заданные «тройкой» и одобренные Грецией цели будут достигнуты. Восстановление страны сильно зависит от внешних факторов, и, как показали последние два года, велика вероятность, что Греция ослабит применение мер экономии. Политики в Европе уже предостерегли свои парламенты о том, что второй транш помощи Греции может быть не последним.

Политика

Летом 2011 года греческие власти столкнулись со сложностями принятия согласованных мер экономии. Общественное сопротивление мерам усилилось, поскольку экономика ослабла, а нападки оппозиции на программу усилились. В начале ноября 2011 года лидер Всегреческого социалистического движения Папандреу покинул пост премьера после попытки увеличить поддержку программе мер экономии посредством референдума, который провалился — в основном, по причине внешнего давления. Трехпартийное правительство с участием Всегреческого социалистического движения, оппозиционной «Новой демократии» и Народного православного призыва было создано с обещанием провести выборы в начале 2012 года.

Коалиция назначила технократа, бывшего вице-президента ЕЦБ Лукаса Пападемоса на пост премьер-министра на срок до новых выборов. В отличие от итальянского правительства, правительство Греции не является целиком технократическим, потому что в кабинете есть представители от всех главных партий.

Выборы в Греции должны пройти в апреле, но точная дата не определена. «Новая демократия» продвигала выборы в обмен на поддержку технократического правительства, но недавние опросы показывают, что поддержка партии убывает, тогда как второстепенные партии (левацкая коалиция с участием Демократического левого альянса, Компартии Греции и Коалиции радикальных левых) набирают популярность.

Исторически власть переходила между двумя крупнейшими греческими партиями, Всегреческим социалистическим движением и «Новой демократией». Хотя партии и формируют политический истеблишмент, поскольку они входят в правительство, которое проводит меры жесткой экономии, одной из партий будет непросто получить выгоду от слабости второй на любых выборах. Недавние опросы показывают, что маргинальные партии весьма вероятно получат достаточно голосов, чтобы попасть в будущее правительство. Это усложнит дальнейшее сотрудничество Афин с «тройкой».

Поскольку политическое будущее Греции смутно, внешние кредиторы постараются отделить финансовый кризис от политической ситуации. Среди инструментов, которые могут быть использованы с целью достижения этой цели, — более постоянное присутствие в Греции в лице специального комиссара, которые будет осуществлять надзор за правительственной финансовой и экономической политикой, и более жесткий контроль над государственными тратами посредством постепенной выдачи помощи вместо разовой выплаты крупных сумм (одно из поставленных «тройкой» условий заключается в том, что Афины должны положить определенное количество денег на счет, который может быть использован лишь для выплаты долга, но это опосредованный контроль).

Общество

С 2008 года рецессия и меры экономии сильно затронули население Греции. Безработица выросла с 7% в 2008 до 21%, причем безработица среди молодежи — 51%. Ожидается, что в 2012 году ситуация ухудшится. Греция зависима от туризма, но статистика лета 2012 показывает, что сезон каникул не принес облегчения рынку труда.

Греки меньше зарабатывают, но правительственная стратегия по улучшению своего финансового состояния делает сильный упор на повышение налогов. Власти Греции давно мучаются со сбором налогов, а поскольку налоги растут, становится еще более вероятным то, что население будет избегать их выплаты. Теневая экономика, исторически присущая Греции, скорее всего усилится, усложняя правительству и «тройке» задачу по сбору необходимых доходов. Однако рост незарегистрированной экономической деятельности повлияет также и как стабилизатор, потому что позволит грекам продолжать жить бартером.

Второй стабилизирующий фактор это пенсионная система. Греки имеют относительно стабильные семейные структуры, и потому деньги пенсионных выплат «спускаются» к молодежи. Однако, ожидаются дальнейшие сокращения пенсий (Греция тратит порядка 15% ВВП на пенсии, это выше среднего по ЕС 13% и США 5,6%). Эти сокращения могут привести к социальным волнениям, потому что повлияют не только на греческих пенсионеров.

Социальная нестабильность сильно выросла в Греции с 2010 года. На пике протестов в июне 2011 года на улицы в один день вышли более 200 000 человек. Число забастовок и протестов выросло в 2011 году, и демонстрации вылились в насилие в конце 2011 и начале 2012 года. Число агрессивных демонстрантов по-прежнему невелико, но в Греции исторически сильно анархистское движение, которое вероятнее всего пожелает воспользоваться общественными волнениями, так что можно ожидать продолжение насилия.

Греческие профсоюзы до сих пор были очень эффективны в организации протестов и забастовок, однако по мере ухудшения экономической ситуации все меньше людей будут хотеть выходить на улицы ради профсоюзов. Крупнейшими протестными группами, скорее всего, станут работники государственного сектора, которые более всех были затронуты мерами экономии.

Важно следить за армией. Меры экономии пока несильно затронули оборонный бюджет — Греция по-прежнему тратит на свою армию больше в процентном соотношении от ВВП, чем другие страны ЕС. Однако военное правление в Греции завершилось лишь в 1974 году, и неясно, как вооруженные силы могут отреагировать на сокращение бюджета и не добавят ли они нестабильности, вмешавшись в политику.

Социальные волнения в Греции, вероятнее всего, в ближайшее время не затухнут. Важно наблюдать, возникает ли протест среди различных социальных слоев и обусловлен ли иными темами, чем те, что волновали народ ранее. До сих пор протесты не были направлены против иностранцев, но потенциально недовольство может быть направлено на мигрантов.