Иран планирует новые контейнерные маршруты

Организация экономического сотрудничества собирается в июле 2010 года запустить прямой контейнерный поезд из иранского порта Бандер-Аббас в Алма-Ату.

Директор департамента транспорта и коммуникаций ОЭС Мохаммад Мирзаи Кахаг заявил на конференции EurasiaRail-2010 в Стамбуле, что демонстрационный рейс состоится уже в июле. Маршрут поезда пройдёт через территорию Ирана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. После запуска пробного поезда планируется наладить регулярное сообщение по этому маршруту.
Кроме того, эксперты ОЭС изучают возможность запуска контейнерного поезда между Стамбулом и Алма-Атой. Интерес к этому проекту уже выразил Китай, с которым ОЭС ведёт переговоры о продлении маршрута от Алма-Аты до Урумчи. По словам Мохаммада Кахага, решение о запуске поезда между Стамбулом и Алма-Атой будет принято в 2010 году.

Господин Кахаг заявил, что запуск контейнерных поездов стал возможен после реконструкции туркменской пограничной станции Серахс, где осуществляется смена тележек с колеи 1435 мм на колею 1520 мм. Теперь через железнодорожный пункт пропуска может проходить до 400 вагонов в день.

Представитель ОЭС отметил, что при организации маршрута Стамбул – Алма-Ата будет использован опыт контейнерного поезда Стамбул – Исламабад. Железнодорожные контейнерные перевозки оказались наиболее оперативным видом доставки грузов. Время доставки грузов поездом из Исламабада в Стамбул составляет 10–14 дней, тогда как автотранспорт преодолевает это расстояние за 17 дней. Срок же морской доставки составляет 37 дней.

Однако, по мнению Мохаммада Кахага, для успешного функционирования новых контейнерных маршрутов нужны определённые инфраструктурные преобразования. В частности, требуются электрификация участка железной дороги в Иране Тегеран – Тебриз и строительство объездной железной дороги вокруг озера Ван в Турции. В настоящее время там функционирует железнодорожная паромная переправа.

В транспортных ведомствах транзитных стран, через которые должен пройти маршрут поезда Бандер-Аббас – Алма-Ата, «Гудку» заявили, что подготовка к запуску этого поезда ведётся несколько лет. «Мы уже заложили «нитку» графика этого поезда. На сегодняшний день это всё, что сделано в рамках подготовки к его прохождению через Туркменистан», – заявила «Гудку» начальник службы движения министерства транспорта Туркменистана Джамал Гульджимова. Она отметила, что пока не решён вопрос, где будет осуществляться перестановка тележек – на территории Ирана или Туркменистана.

В министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана считают, что с транзитом через узбекскую территорию проблем не возникнет. «Мы заинтересованы в увеличении транзитных грузопотоков через нашу страну», – заявил «Гудку» заведующий транспортным сектором министерства господин Муминов. Он добавил, что железнодорожные составы следуют через территорию Узбекистана с транзитной скоростью 300–400 км в сутки.

По словам господина Муминова, проблемы с движением поезда могут возникнуть на турк­менской территории. «Туркменистан часто принимает конвенции на отгрузку на станции Серахс. Туркменистану и Ирану стоит улучшить инфраструктуру пограничного перехода Серахс. Иначе на переход границы будет тратиться много времени», – отметил господин Муминов.
Он добавил, что пока не ясно, будет ли иметь контейнерный поезд обратную загрузку. С этим согласен директор экспедиторской компании «Мега-Казахстан» Дмитрий Сегал.

«Если найдётся какой-то груз, возможно, китайского происхождения, назначением в Бандер-Аббас, то проект можно считать привлекательным. При наличии логистического центра в районе Алма-Аты можно будет привлекать грузопоток из китайского Урумчи», – отметил эксперт.