Казанский вокзал ставят на бизнес-рельсы

Уже к концу лета он превратится в торговый центр. Строительные работы уже в завершающей стадии. Там, где пока ещё продают билеты и разные мелочи в дорогу, расположатся банки и магазины. Даже зал ожидания станет торговой галереей.

Нина Никитина — пассажир Казанского вокзала с солидным стажем — более 30 лет ездит из Коломны к детям в Москву. Но теперь выход в город — через большую стройку. «Сразу в глаза бросается, а как же! В прошлый раз я приехала месяц назад, этого не было. И уже вот, смотрите!» – показывает Нина Никитина.

Это так называемый турникетный павильон — внутри поставят автоматы для проверки билетов, через которые пассажиры будут проходить к пригородным поездам. Строго говоря, он был здесь и раньше, но ту, временную, постройку разобрали, вместо неё у края платформы вырос кирпичный корпус на два этажа. Причём, на второй въедет бизнес. Салоны, магазины, купить в которых можно будет не только железнодорожные билеты. Таким образом, в руководстве вокзала решили перенять опыт европейских стран, где вокзалы давно — гигантские торговые центры.

«У них на вокзалах проводятся различные распродажи, это сосредоточение коммерческих площадей, их нужно использовать с пониманием и взаимовыгодой как для граждан, так и для администрации», — считает Сергей Добровольский, начальник Казанского железнодорожного вокзала.

Со взаимовыгодой после ремонта собираются использовать не только новые, но и старые, даже старинные помещения. Их академик архитектуры Алексей Щусев проектировал ещё перед революцией — теперь грядёт революция рыночная.

Визитная карточка Казанского вокзала — огромный вестибюль. Сто лет назад это помещение задумывалось как перронный зал с выходом к платформам, в зал ожидания и в зал-ресторан. А в веке XXI его хотят превратить в трейд-авеню. Буквально — торговую улицу. Пространство вдоль стен займут киоски и магазины, выполненные в едином стиле.

И это ещё не всё. Вот этот крытый переход над рельсами тоже хотят перевести на бизнес-рельсы. Здесь раньше был зал ожидания. Такого преображения вряд ли кто ожидал.

«Это будет полноценный торговый центр, а дальше — в развитии – будет предусмотрена в торговом зале сеть кинотеатров», — продолжает Сергей Добровольский.

Унылые ряды кресел, пассивное сидение на чемоданах — прошлый век, уверены на вокзале. Пассажир XXI века пострижен, наманикюрен, одет с иголочки. Закупился промтоварами, спортивным инвентарём, лекарствами и кожгалантереей — и по мысли железнодорожников, всё это сделал, не отходя от поезда.

Площади позволяют: на 4-х тысячах квадратных метрах планируются полсотни торговых точек. Начальник вокзала затрудняется сказать, чего здесь не будет. Он уверен, гостям столицы Москва должна показать всё лучшее сразу.

«Пассажир едет в Москву, он едет в столицу, он должен быть немножко ошарашен обилием того, что тут есть. Он должен это транслировать потом на регионы и делать выводы. Мы хотим показать всё то лучшее и передовое, что есть в мире в этом направлении», — отметил Сергей Добровольский.

Но готовы ли сами пассажиры покупать люксовую одежду на платформе, сдавать вещи куда-то, кроме камеры хранения, а в списке потенциальных арендаторов значится даже химчистка, да и делать маникюр на дорожку?

«Если бы было что-то развлекательное, познавательное, например, интернет-салоны, библиотека, видео, какой-нибудь информационный блок — это да, интересно», — предлагает пассажирка.

«Я живу в Москве, приезжаю-уезжаю, мне торговые залы не нужны. Я здесь ничего не покупаю, я у себя около дома покупаю», — делится москвич.

Пока это только эксперимент. Не очень ясно, почему площадкой выбран именно Казанский — вокзал в основном южных направлений. Одним преимуществом вокзалы обладают точно — это огромный и, что главное — непрерывный поток посетителей. Строители заканчивают отделку и должны уступить место продавцам к концу лета. Тогда и станет понятно, готовы ли пассажиры стать покупателями.