На смену частым проверкам пришёл конструктивный диалог

О работе Управления Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте, выявляемых нарушениях и многом другом «Гудку» рассказал Юрий Каськов.

– Юрий Никитович, какие задачи сегодня стоят перед Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту?

– В связи с вступлением в силу федерального закона № 294 «О защите прав юридических и физических лиц при государственном и муниципальном надзоре и контроле их деятельности» с мая прошлого года в нашей деятельности произошли существенные изменения. Закон проявил себя прежде всего в том, что количество контрольно-надзорных мероприятий на сети железных дорог сократилось практически в пять раз. Но это не означает, что качество надзорной деятельности снизилось. Мы внедряем новые формы и методы работы: совещания, «круглые столы», конференции, беседы с руководителями ОАО «РЖД» на всех уровнях.

– То есть Роспотребнадзор старается быть не карающим органом, а ищет пути конструктивного диалога?

– Да. С пассажирской службой ОАО «РЖД» у нас исторически сложились рабочие отношения и взаимопонимание. Каждые полмесяца мы предоставляем компании результаты контрольно-надзорной деятельности по пассажирскому комплексу, анализ и рекомендации, что необходимо сделать. Для этого у нас существуют отработанная система учёта, обобщения информации по всей сети. Проверки идут каждый день по плану, который утверждается Генеральной прокуратурой РФ. Управление в еженедельном режиме проводит мониторинг санитарно-технического состояния объектов железнодорожного транспорта, результаты озвучиваются на селекторных совещаниях ОАО «РЖД», и по ним, как правило, принимаются адекватные управленческие решения. К нашему мнению в РЖД всегда прислушиваются. И я убеждён в необходимости такого взаимодействия для получения положительного эффекта.

– Что можно сказать о качестве услуг, предлагаемых в поездах и на вокзалах?

– Объективно качество услуг, даже несмотря на отдельные обращения граждан, постоянно растёт. Конечно, это не может не сказаться на цене предоставляемых услуг, но ОАО «РЖД» всегда принимает меры для того, чтобы их рост не был резким и соответствовал качеству сервиса.

– То есть пирожки и беляши на вокзале можно покупать, не опасаясь за своё здоровье?

– Если они продаются в специально оборудованных местах и имеется вся необходимая разрешительная документация, степень вероятности получить отравление минимальна. Но всегда присутствует элемент риска, потому что по новым правилам мы можем контролировать каждый объект не чаще одного раза в три года. Однако, если есть жалоба со стороны покупателя, мы имеем полное право внепланово проверить не только качество продукта, но и условия его приготовления, хранения, транспортировки, реализации.

– Какие нарушения выявляются при проверках?

– Назвать одну определённую проблем у сложно, как правило, нарушения многоплановые. Нередко мы отмечаем отсутствие или недостаточное количество приспособлений для лиц с ограниченными физическими возможностями на вокзалах и в подвижном составе, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг, несоответствие цены качеству. Не везде есть комнаты матери и ребёнка, которые по правилам должны быть на каждом вокзале, как и медпункт с выходом на перрон.
В прошлом году мы провели более 5 тыс. проверок по защите прав потребителя, и более чем в половине случаев выявлены отклонения от регламента работы. Но в 85% эти нарушения были устранены в ходе совместной работы с представителями ОАО «РЖД». Так, на вокзалах станций Сочи, Владикавказ, Абакан, Чита-2, Нижний Тагил, Хабаровск-1, Балаково в комнатах длительного отдыха по нашему предписанию были выделены номера для пассажиров с детьми. На вокзалах станций Пятигорск, Волгоград-1 выполнен текущий ремонт платформ. На станциях Забайкальск, Верхний Баскунчак, Пятигорск оборудованы пандусы и отведены места для инвалидов-колясочников в залах ожидания.

– Роспотребнадзор следит за качеством питания железнодорожников. Можно ли назвать его здоровым?

– Есть вопросы к питанию работников локомотивных бригад. Не везде эта услуга предоставляется в круглосуточном режиме, не везде есть пункты приёма пищи. Не всегда предлагаемый ассортимент в полной мере соответствует современным требованиям. Например, нет в достаточном объёме йодированных продуктов, необходимых для профилактики заболеваний щитовидной железы.

– А какие нарушения фиксируются в области грузовых перевозок?

– Для обеспечения безопасности населения в пунктах пропуска через российскую государственную границу осуществляется контроль за ввозом различных грузов, в том числе нормируемых по радиационному фактору. Только в прошлом месяце приостановлен ввоз 45 партий грузов, в том числе девять – опасных.
В прошлом году установлены четыре случая загрязнения (выявления источников ионизирующего излучения) железнодорожных вагонов, в том числе в пассажирском поезде Алма-Ата – Москва. При пересечении таможенной границы был обнаружен повышенный уровень мощности дозы гамма-излучения. При детальном радиационном обследовании вагона в купе за динамиком радиоточки найдена перчатка с источником такого излучения. При разборе ситуации на заседании Центральной межведомственной комиссии по координации взаимодействия таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти при Федеральной таможенной службе была дана положительная оценка работе служб, задействованных в контроле и ликвидации последствий при выявлении источника ионизирующего излучения, в том числе управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по Оренбургской области. Необходимо отметить, что работа проводилась совместно с нашими коллегами – санитарно-эпидемиологической службой на транспорте Казахстана.

– Куда обращаться работнику ОАО «РЖД» или пассажиру, если они столкнутся на железной дороге с некачественной услугой? – Свои замечания и пожелания можно передать по телефону нашей круглосуточной «горячей линии». У нас есть сайт в Интернете, где в режиме онлайн принимаются обращения. Кроме того, наши координаты размещены на официальном сайте ОАО «РЖД». Мы всегда открыты для контактов и приветствуем активную позицию потребителей.