Платина подешевеет на 40%

Инвестиционные компании пересмотрели прогноз по ценам на платину на следующий год. Австралийская Macquarie Group установила планку в 925 долларов за троицкую унцию. Ранее, до кризиса, называлась другая цена — 1550 долларов за унцию. Снижение прогнозной стоимости на 40% в первую очередь связано с падение мирового автопрома, который потребляет около 60% промышленной платины: она используется для производства катализаторов отработанных газов. За октябрь 2008 года продажи новых автомобилей в странах Европы снизились на 14,5%. В США спрос на новые автомобили упал до минимальной отметки за последние 25 лет. Продажи General Motors (GM) в Америке уменьшились на 45%, у Ford — на 30%. Трём крупнейшим американским автопроизводителям — GM, Ford и Chrysler пришлось обратиться с просьбой к правительству США об оказании им финансовой поддержки в размере 50 млрд долларов. Такая сумма необходима им для преодоления последствий финансового кризиса.

В Азии спад продаж не столь велик. Китайская ассоциация автопроизводителей опубликовала данные о продажах легковых машин за август — снижение составило 6,24%. Это первое падение на китайском авторынке с 2005 года. В Индии машин было продано меньше на 1,41%, в России — на 0,15%. Рост показала только Бразилии — на 4%.

Поскольку производство платины служит сопутствующей автопрому отраслью, со снижением объемов выпуска машин она пострадает в первую очередь. В России производством платиноидов занимается «Норильский никель», на долю которого приходится практически 100% рынка. Компания сотрудничала в основном с зарубежными партнерами. Российские автопроизводители платиновые катализаторы не заказывали, для отечественных машин еще не введены экологические стандарты Евро-4 и Евро-5, принятые в Европе и США.

Аналитик «Юникредит Атон» Марат Габитов считает, что прогноз Macquarie Group на цену платины слишком оптимистичный. Кризис в мировом автопроме затянется на пару лет, что будет сказываться на стоимости платиноидов. Прогноз Марата Гибитова на 2009 год — 884 доллара за унцию. На бизнесе «Норникеля» ситуация сильно не отразится. У предприятия целый спектр производства металлов, которые торгуются на бирже. Возможно, «Норильский никель» потеряет в итоговых финансовых показателях, но производство снижать не придется.

По мнению аналитика ИГ «Капитал» Павла Шелехова, «автостроители предпочтут сократить свои расходы на металл. Компания Nissan уже начал разработку катализаторов нового поколения, в которых используется в два раза меньше платины и палладия, чем сейчас. Если эта технология станет общепринятой, металлурги получат ощутимый удар — они потеряют рентабельность и маржу»

Вторым, по объему, потребителем платины является ювелирная промышленность. Аналитик по металлургии и угледобыче «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский рассказал BFM.ru, что «основными потребителями драгметаллов в мире являются страны Азии и Ближнего Востока. Пока финансовый кризис поразил их экономики не так глубоко, как в США и Европе. Поэтому судьба платинового производства будет зависеть от дальнейшей платежеспособности этого рынка».

Практически неизменными позиции платины останутся лишь в электронном производстве и стоматологии.

Светлана Белова