Wall Street Journal: арабская весна по-израильски

После трехнедельного бойкота влиятельные израильские компании по производству молочных продуктов сдались и пообещали снизить цены на творог, пишет американское издание Wall Street Journal в пространной статье, посвященной борьбе потребителей-израильтян за справедливое ценообразование. Таким образом израильские потребители присоединились к волне народных протестов в ближневосточном регионе.

Некоторые израильские эксперты уже успели приравнять к «арабской весне» акцию, начавшуюся 9 июня в социальной сети Facebook.

Потребители проанализировали и привели цифры, ошеломившие страну. Владельцы супермаркетов приуныли: «коттедж» остался нераскупленным на полках. В конце концов молочные компании и супермаркеты отступили и снизили цены.

Бойкот отражает, впрочем, гнев широких масс израильтян по поводу роста цен на всё и вся, подчеркивает издание. Израильтянам приходится платить высокие налоги – но и гораздо более высокие цены за многие товары, чем платят потребители в других развитых странах, хотя средняя заработная плата в Израиле ниже, чем на Западе.

«Facebook способствовал не только свержению президента в Египте — сейчас он поверг одну из крупных монополий в Израиле, — сказал Эфраим Садка, профессор экономики в Тель-Авивском университете. — Это действительно первый случай, когда потребители оказались способными разбить монополию».

Страница на Facebook была запущена Ицхаком Эльровом, проживающим в оплоте ультраортодоксов – Бней-Браке, где он является кантором в местной синагоге. Его страница на Facebook привлекла более 105 тысяч последователей и спровоцировала политический кризис в высших эшелонах израильской власти.

«История не о твороге – он всего лишь символизирует возмутительные цены, которые вынуждены платить израильские потребители», — сказал Эльров.

Источник, близкий к компании «Тнува», контролирующей 70% творога на израильском рынке, сообщил, что в первую неделю потребительского бойкота продажи упали на 10-13%. Другие источники говорят о снижении продаж «коттеджа» на 20-25%.

По мере роста общественного недовольства правительство вмешалось, угрожая снова ввести контроль над ценами на рынке молочных продуктов, если промышленность самостоятельно не предложит решение проблемы. 20 июня премьер-министр Биньямин Нетаниягу поручил министрам изучить возможность импорта молочных продуктов, чтобы помочь снизить цены.

Молочные компании, со своей стороны, заявили, что они не будут козлом отпущения: цены повышаются не только в Израиле, но и во всем мире.

Инфляция в Израиле в настоящее время составляет около 4%, что намного выше целевой границы, установленной Банком Израиля (3%).

Американское издание также сообщает: с января 2006 года, когда контроль над ценами на «коттедж» был отменен, они повысились на 40%. За тот же период цены на молоко выросли на 30%, на сахар — на 50% и на воду – на 67%.

В минувшую среду вечером «Тнува» пошла на попятный, объявив, что отныне 250-граммовая банка «коттеджа» будет стоить до 4,55 шекелей – против 5 шекелей 20 агорот ранее. Примеру «Тнувы» последовали две более мелкие компании, которые контролируют производство оставшихся 30% творога на рынке.

В сочетании со снижением цен в сетях супермаркетов, урезавших свои прибыли, это приведет к почти 25-процентному падению цен, которые платят за «коттедж» потребители.

В США компания Safeway Inc предлагает банку творога «Люцерна» весом почти в два раза больше (16 унций) израильской за 2,89 доллара или за 9,80 шекелей.

Ицик Эльров заявил, что он намерен обратить внимание потребителей и на другие товары, например, виноград. «Они должны позаботиться о снижении цен на все продукты питания минимум на 30%», — сказал он.

По словам экономистов, бурный гнев «низов» показал, что высокие темпы экономического роста Израиля в последние годы и его выдающаяся производительность в период глобального финансового кризиса еще не дали никаких выгод представителям низшего и среднего класса, а они составляют большинство населения страны. Широкие слои общественности все больше возмущаются увеличением разрыва между богатыми и бедными и концентрацией всех богатств в руках нескольких (уточним – примерно 20) олигархических семейств.